Чтение – лучший способ расслабиться и даже 6 минут за книгой может хватить чтобы снизить уровень стресса на 68%. Согласно новым исследованиям, чтение в этом смысле срабатывает лучше и быстрее чем другие методы успокоения “измотанных” нервов, такие как, прослушивание музыки (на 61%), прогулка (на 42%) или чашка чая (на 54%)

6 минут чтения в день достаточно, чтобы избежать инфаркта

   Сегодня поговорим о библиотерапии. В принципе, об этом сказано  и говорится много, но (на мой взгляд) метод библиотерапии не достаточно широко применяется в библиотеках профессионально. да, мы знаем о пользе чтения. да, мы рекомендуем литературу своим читателям. Да, чтобы отвлечься от житейских проблем, предлагаем кому сказки, кому детективы, кому любовные романы, кому - духовную литературу.
Но профессионально чтобы кто-то из библиотекарей этим занимался - не знаю. Может быть, в комментариях поделитесь своими наработками.
 А пока я предлагаю познакомиться с методическими материалами сотрудников Минской областной библиотеки им.А.С.Пушкина на тему библиотерапии.
Кстати. кто не знает - рекомендую для изучения свой
 виртуальный интернет-проект "Инсайт библиотечный"
  Книги – наши руководители в юности и утешители в старости. Они – поддержка одинокому и позволяют ему не тяготиться самим собой. Благодаря им мы легче переносим коварство людей и обстоятельств, смиряемся с заботами, справляемся со страстями и разочарованиями.  Д. Кольер
История библиотерапии
Книга – это непревзойденный способ испытать сильные эмоции и помощник справиться со многими проблемами, терзающими человека в современном мире.
Уже не одну тысячу лет этот действенный и довольно распространенный метод, позволяющий через чтение художественной литературы и испытание при этом сильных эмоций и переживаний справляться со стрессами, преодолевать личные невзгоды, душевные кризисы, развивать волевые качества, существует с незапамятных времён. Время от времени многие  из нас его используют, возможно и не догадываясь об этом.
О воздействии искусства на психическое и физическое состояние человека известно уже давно. В исторических источниках описывается, как психически больных лечили причитаниями. Арабы окружали больных музыкантами, чтобы рассеять плохое настроение. Влияние искусств на здоровье человека изучал Аристотель, в частности, он обнаружил, что поэзия может снять чувство страха и страдания. Жители Центральной Африки и Океании пробовали облегчить состояние больных при помощи пения и танцев.
Первое упоминание о библиотерапии относится к 1300 г. до н.э. над входом в книгохранилище фараона Рамзесса II красовалась надпись «Аптека для души». Древние греки ассоциировали понятие «книга» с понятием «душевное здоровье», считая библиотеки «лекарством для души». Еще в 1272 г. в каирском госпитале Аль-Мансур чтение Корана являлось частью лечебного процесса. Английский врач Т. Сайденген, практиковавший в XVIII в., прописывал своим больным популярную в то время книгу Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот».
С начала XIX в. лечебное чтение получило распространение в США. Бенджамин Раш стал первым американцем, который рекомендовал чтение для лечения больных (1802 г.) и душевнобольных (1810 г.).
Термин «библиотерапия» появился в начале XX века в США, когда американские учёные разработали методы врачевания книгами. В XVIII в. во Франции и Англии чтение считалось одним из методов восстановления душевного здоровья. Родоначальником библиотерапии как науки считается шведский невролог Яроб Биллстрем, который внедрил методику лечения с помощью чтения художественных произведений в свою практику.
В 1927 году психотерапевт И.З. Вельвовский начал применять библиотерапию в лечении пациентов психотерапевтического диспансера, потом в психоневрологическом госпитале. Российский психиатр профессор М.П. Кутанин был активным пропагандистом нового метода лечения и ввёл термин "библиотерапия" вширокий научный оборот.
Сфера применения библиотерапии сначала была ограничена больницами, где она использовалась в качестве дополнения к библиотечным услугам, предоставляемым ветеранам Первой мировой войны.
Канадский психолог ДжильдойКац термин «библиотерапия» определяет как «использование чтения с целью достижения терапевтического результата». В Канаде этот метод советуют своим пациентам 80% психотерапевтов и психологов. И это работает! Исследователи показали, что библиотерапия помогает бороться с различными проблемами. Книга может быть более эффективным лекарством, чем продолжительная психотерапия, которая проводится в течении нескольких лет, и даже заменить антидепрессанты или транквилизаторы.
Чтение – сложный процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга и все его участки. От лобных долей мозга, кроме всего прочего, зависят также работа нашего сердца и наша способность дышать. Именно поэтому чтение считается необходимым для хорошей деятельности сердца и дыхательной системы. По результатам исследования американских ученых на вопрос: «Зачем вы читаете?» – две трети опрошенных ответили: «Чтобы забыть о ежедневных заботах». Не случайно в британской системе здравоохранения чтение рассматривается как одна из составляющих в лечении психических больных. Чтение защищает от инфаркта, согласно исследованиям ученых 6 минут чтения в день достаточно, чтобы избежать этой болезни. Чтение помогает более быстрому восстановлению после инсульта. Как утверждают специалисты, любители чтения, перенесшие инсульт, идут на поправку с поразительной скоростью по сравнению с теми, кто никогда не держал в руках книги. Чтение укрепляет нашу память и защищает от слабоумия. Исследователи убедились, что у людей, которые любят чтение, на 40% уменьшается риск приобрести болезни, связанные с ослаблением памяти. Объясняется это тем, что чтение не позволяет мозговым клеткам отмирать. Чтение поддерживает наш мозг свежим и бодрым в течение всего дня. И это потому, что чтение требует от нашего мозга гораздо более энергичной деятельности, чем, например, разговор или просмотр любых изображений.
Многие зарубежные и отечественные специалисты и сегодня активно занимаются проблемами библиотерапии. Готовятся специальные списки-  указатели литературы для библиотерапевтов. О широком распространении библиотерапевтических методов за рубежом свидетельствует, например, наличие в книжных магазинах Италии сборников стихов, оформленных в стиле лекарственных упаковок.
Библиотерапевтической тематике посвящаются семинары, конференции и симпозиумы. Создаются ассоциации библиотерапевтов (Финляндия), готовятся специальные кадры.

Библиотерапия 
Библиотерапия выступает как вариант арттерапии, лечения искусством. Она относиться к проективным методикам, которые выявляют неосознанные стороны нашей личности как бы в обход сознания.
Механизмы работы библиотерапии просты: на психику человека воздействует не только сказанное, но и прочитанное слово, литературное произведение может изменять наше состояние не хуже, чем сеанс психотерапевта. Чтение позволяет нам взглянуть на свои проблемы с разных сторон, по-новому. Помимо этого, мы так или иначе идентифицируем себя с одним из героев, переживаем вместе с ним приключения и усваиваем какую-либо мудрость.
Основные цели библиотерапии – помочь читателю определить существующие проблемы, проникнуть в их суть; осмыслить новые ценности и отношения; сформировать сознание того, что и другие люди сталкивались с подобными проблемами, показать, как они эти проблемы решали.
Основные задачи библиотерапии:

Библиоведческая. Библиотерапия должна для больного играть роль фактора, отвлекающего от мыслей о болезни, помогающего переносить физические страдания.
Психотерапевтическая. Библиотерапия является компонентом психотерапевтического лечения больных неврозами и некоторой части психических больных (осуществляется врачом-психоневрологом или психиатром без участия библиотекаря);
Вспомогательная, а в ряде случаев и равноправная часть лечебного процесса при неврозах и соматических заболеваниях (требует участия врача-психотерапевта и специально обученного библиотекаря).
Библиотерапия в условиях библиотеки
В теории библиотерапии библиотечное обслуживание рассматривается как часть библиотерапевтической практики. В условиях библиотеки библиотерапевтический процесс имеет две формы: индивидуальную и групповую.
Индивидуальная библиотерапия направлена на развитие и коррекцию личности, которые происходят в самом процессе чтения. Специально подобранная книга может стимулировать развитие человека, отвлечь от горьких переживаний, помочь разобраться с проблемой. К индивидуальным формам библиотерапии относятся составление плана чтения, подбор литературы, индивидуальные беседы, которые учитывают характер проблемы читателя.
Групповая библиотерапия направлена на стимулирование ответной реакции читателя на прочитанную книгу. Коррекция и развитие личности происходят не только в процессе чтения рекомендованной литературы, но и в большей степени в ходе подготовленного диалога, обсуждения прочитанного произведения, организованного в группе.
Формы групповой библиотерапии:
Ø Литературные встречи с элементами игротерапии;
Ø Библиотечные уроки;
Ø Литературные викторины;
Ø Театрализованные библиотечные праздники;
Ø Кружки громкого чтения;
Ø Литературные вечера;
Ø  Театр книги.

Ситуации, требующие вмешательства библиотерапевта:
v помощь в проявлении индивидуального самосознания;
v осознание человеком своего поведения или его мотиваций;
v обеспечение объективной самооценки;
v осознание собственных интересов;
v снижение эмоционального и интеллектуального «давления»;
v ситуация, когда читателю необходимо показать, что он не первый, кто столкнулся с такой проблемой;
v создание условий для более свободного обсуждения проблемы;
v оказание помощи при планировании человеком собственных действий в решении проблемы
В процессе работы библиотекарь испытывает психологические перегрузки, связанные с постоянно возрастающим потоком информации, эмоциональным фоном, стрессовыми ситуациями от общения со специфическим контингентом читателей. При этом он должен достичь нужного лечебного эффекта при воздействии посредством книг на больных и профилактического – при общении со здоровыми, стимулировать у них позитивные эмоции. Он призван дать человеку информацию о сути его проблем, помочь найти новые критерии их решения. В связи с этим к личности специалиста, занимающегося библиотерапией, предъявляются повышенные требования, необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности.
Основные психологические качества, которыми должен обладать человек, осуществляющий библиотерапевтический процесс – быстрота и четкость комбинаторного мышления; способность устанавливать и запоминать определенные ассоциативные связи; доброжелательность; способность сочувствовать; интуиция; умение рекомендовать и советовать; доверие к читателю; умение общаться; уравновешенность в поведении; искренность тона; интерес к своей работе; способность легко переключать внимание; способность дифференцированно подходить  к различным категориям читателей.
Наличие данных качеств в сочетании с комплексом определенных умений и навыков способствует максимальной эффективности деятельности библиотерапевта.

Методика библиотерапевтической работы
Библиотерапевтический процесс начинается с психологического исследования личности больного. Необходимые сведения фиксируются на специальном бланке: данные о возникновении психотравмирующей ситуации, результаты психологического исследования, основные жалобы. Фиксируется первая беседа с читателем, в ходе которой выясняются уровень читательских интересов, возможность адекватного восприятия прочитанного. Во время первой беседы больной получает инструкцию о чтении.
План чтения составляют, исходя из конфликта, с учетом читательского уровня больного. Он обычно включает 7-12 названий и рассчитан на
3-4 недели чтения в стационаре и на такой же срок после выписки. План чтения состоит из трех частей. Вводная часть: 1-2 книги, которые носят отвлекающий характер и позволяют определить реакцию больного и границы его субъективной интерпретации. Вторая, главная часть плана чтения, включает произведения, которые способствуют сознательному и активному вступлению во взаимодействие с текстом. Завершают план чтения книги об искусстве быть читателем, поскольку одной из обязательных задач библиотерапии является формирование, или восстановление ранее сформированных, навыков постоянного чтения художественной литературы.
Очень эффективны проводимые с читателями обсуждения прочитанных фрагментов, а затем и произведения в целом, так как это помогает фиксировать непосредственные реакции больного, а не его выводы, и дает возможность корректировать восприятие прочитанного.
Библиотерапевт ведет записи или дневник. Делая запись в дневнике, больной старается быть предельно откровенным и после окончания очередной записи обычно испытывает чувство успокоения. Беседа, суммирующая результат дневниковых записей, убеждает больного в пользе чтения именно такого рода книг, вызывает стремление и после выписки продолжать чтение и ведение дневника.

Библиотерапия в работе с детьми
 Цели библиотерапии для детей, особенно имеющих хронические заболевания, весьма специфичны: отвлечь ребенка от испытываемого им дискомфорта, способствовать активизации его развития и успешной интеграции в социальную среду.
Больным детям особенно необходимы смех и радость, которые несут с собой добрые и весёлые книги. Об этом неоднократно говорил Чуковский, вспоминая, например, как благотворно влияло на детей чтение весёлой книги Э. Распе о приключениях барона Мюнхгаузена. Характерно, что свою первую стихотворную сказку «Крокодил» Чуковский написал специально для своего заболевшего сына. «Единственная была у меня забота - отвлечь внимание больного ребенка от приступов болезни», — вспоминал писатель.
Общение с книгами с детских лет способствует развитию духовного мира ребенка. Умелый воспитатель с помощью книг прививает детям необходимые гигиенические навыки. Для этих целей особенно успешно и широко используются стихи А. Барто и П. Барто «Девочка чумазая», сказки Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе» и др.               
Во многих случаях достаточно вовремя прочесть ребенку умело подобранную книгу или рассказать подходящую к случаю сказку, чтобы помешать укоренению какой-нибудь дурной привычки, способной отрицательно сказаться на здоровье. Это ярко и образно показывает замечательный русский писатель и врач Чехов в рассказе «Дома». Герой рассказа неожиданно обнаруживает, что его 7-летний сын Серёжа начал курить. Суровые внушения не помогают, и тогда он рассказывает сыну сказку о прекрасном и добром царевиче, который испортил здоровье курением и умер в юном возрасте, оставив родных в глубоком горе. И сказка оказалась гораздо действеннее серьёзных бесед и уговоров. Серёжа навсегда отказался от курения, причём ребенок испытал приятное чувство: он имел свободу выбора, а не подчинился воле старших.
Библиотерапия с детьми младшего возраста имеет свои отличия и сложности: небольшой словарный запас детей, проблемы устного выражения, ограниченный опыт и кратковременное внимание. В работе с маленькими детьми нужно использовать небольшие рассказы, аудио- и видеоматериалы.
Иллюстрированные книги дают ребенку возможность понять, что его желания, чувства, действия — это часть процесса его роста. Иллюстрации могут вызывать и негативные, и позитивные реакции. Чем больше иллюстраций, тем больше интерес к книге. Чем крупнее иллюстрации, тем активнее интерес. Иллюстрация с центральным объектом, «притягивающим глаз», более привлекательна, чем без такового и со множеством деталей. Значение иллюстрации в том, что она «заинтересовывает».
Для детей младшего и среднего возраста библиотерапевт составляет индивидуальный план чтения (6—8 произведений), в который включает книги: Дж. Родари «Приключения Чиполлино», А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», стихи С. Маршака и др.

        
Джиллеспай и Коннор выделили шесть важнейших требований, предъявляемых к книгам, используемым библиотерапевтами применительно к маленьким детям.  Книга должна:

*    содержать иллюстрации либо фотографии, выполненные в цвете;
*    иметь интересный сюжет, предполагающий логическое развитие событий, правдоподобные образы;
*    содержать полезную информацию, доступную детскому пониманию;
*    иметь много юмора, который должен быть очевидным для ребенка;
*    содержать элементы неожиданности для стимулирования постоянного интереса;
*    иметь привлекательные повторяющиеся рефрены, способствующие привыканию к тексту и радующие детей.
Книги используются для проведения библиотерапевтических сеансов в отношении детей, испытывающих различные страхи, переживающих разлуку, развод родителей, воспитывающихся в чужой семье, подвергшихся насилию, а также подростков, остро переживающих проблему одиночества.
Библиотерапевтические методики используют с целью коррекции у детей и подростков:

v отношения к себе, к своему «Я», развития объективной самооценке, укрепление адаптационных качеств, развитие самостоятельности, чувства уверенности в себе, системы ценностей;
v отношения к другим: развитие способности к сопереживанию, критического и доброжелательного восприятия достоинств и недостатков других людей, навыков адекватного и равноправного общения, способности к разрешению межличностных конфликтов;
v адаптации в коллективе: развитие навыков по установлению деловых контактов, организаторских навыков и умений, способности добиваться уважения сверстников и взрослых;
v отношения к жизни: приобретение навыков выбора и принятия решения, мобилизации и самоорганизации в экстремальных ситуациях, приобретение и укрепление волевых качеств, развитие навыка оптимистической оценки реальности.

На начальном этапе библиотерапевтического процесса специалист проводит психодиагностическое обследование, изучает личность читателя-ребенка, уделяя основное внимание анализу отношения ребенка к самому себе, видения им своего «Я». Это не случайно. Если учитель, организуя чтение школьников в процессе обучения, учит их извлекать новую информацию, анализировать ее, то библиотерапевт в большей мере направляет читательскую деятельность детей и подростков на анализ собственных переживаний в процессе чтения, на выявление взаимосвязей их внутреннего мира с духовным миром литературных героев, учит самопониманию через чтение.

Библиотерапия в работе с пенсионерами
Проблема старения актуальна для любой страны. Люди, которые еще вчера вели активную трудовую жизнь, выйдя на пенсию, оказались «за бортом» и остро нуждаются в психологической помощи. Однако большая часть из них не решается напрямую обратиться к психологам или психотерапевтам. В этом случае на библиотекаря-библиотерапевта возлагается функция психологической помощи для данной категории читателей, которая предусматривает:
                      
Ø индивидуальное и групповое психологическое консультирование, направленное на адаптацию к происходящим в жизни изменениям;
Ø помощь в преодолении страха перед одиночеством;
Ø помощь в реализации творческих возможностей.
На первом этапе библиотерапевтической работы с пенсионерами проводятся беседы. Их основная цель — выявить психологические проблемы, волнующие эту категорию читателей. В дальнейшем в соответствии с интересами, выявленными в процессе беседы, формируются группы. Групповая библиотерапия в данном случае способствует – выявлению психологических проблем личности; изолированности; возможности быть полезным для других; ослаблению чувства тревоги.
Все перечисленные особенности групповой библиотерапии благотворно сказываются на эмоциональном состоянии пожилого человека, способствуют созданию у него заинтересованности в происходящем. Одним из вариантов групповой библиотерапии может стать создание в библиотеке «Клуба любителей чтения». Цель клуба — через средства библиотечной работы способствовать успешному читательскому развитию личности, адаптации к изменившимся условиям; ориентация на совершенствование читательской деятельности, показ читателю возможностей библиотеки.
Совместная работа библиотекаря-библиотерапевта и читателей в такого рода клубе, включающая разработку планов чтения, проведение индивидуальных и групповых бесед о прочитанном и как итог — проведение читательских конференций, благотворно влияет на эмоциональное состояние читателей.
Библиотерапевту для точного подбора книг следует знать несколько основных жизненных позиций пожилых людей:
v конструктивная поэзия. Люди с такой ориентацией позитивно относятся к жизни, способны смириться с приближающейся старостью, активны и настроены на оказание помощи другим.
v зависимая поэзия. Присуща пожилым людям, которые всю жизнь не вполне доверяли себе, были слабовольными, пассивными. Старея, они с ещё большим усилием ищут помощи и признания.
v защитная позиция. Формируется у людей с повышенными механизмами к сопротивлению. Они не стремятся к сближению с людьми, не желают получать от кого бы то ни было помощи, держатся замкнуто, отгораживаясь от людей.
v позиция враждебности к миру. Это «гневные старики», склонные обвинять окружающих и общество во всех неудачах. Такие люди подозрительны, не хотят от кого-либо зависеть.
v позиция враждебности к себе и к своей жизни. Выражается в пассивности, исчезновении интересов и инициативны. Такие люди склонны к пониженному настроению, чувствуют себя одинокими и ненужными.

Подводя итог, можем сказать, что техника оказания помощи может быть разнообразной. При рекомендации можно сделать акцент на свои привязанности, на свой читательский опыт. С читателем необходимо общаться на равных, нужно сделать так, чтобы он забыл о том, зачем он пришёл в библиотеку, чтобы у него не было ощущения того, что он «пациент» и что его «лечат». Наоборот, беседа должна быть непринужденной, отвлечённым разговором друзей о книгах, о писателях, но в ненавязчиво-рекомендательной форме.
  
Приложение
 Перечень жанров литературы, расположенных по степени их важности для библиотерапии:
*    Специальная медицинская литература. Имеет первостепенное значение в библиотерапии, так как способна дать читателю знания, которые ему особенно важны для успокоения, контроля. Основные задачи этой литературы – давать достаточные для правильной, оптимистической ориентации знания, устранять неправильные представления о заболевании, стимулировать общую активность.
*    Философская литература. Помогает человеку получить разностороннее представление о себе, других людях, мире в целом, понять неизбежность разницы и определенного конфликта между внешним, реальным миром и внутренним субъективным, между тем, что может быть, должно быть и тем, что есть. Это понимание приносит успокоение, удовлетворение.
*    Духовная литература. Содержит большой объем информации, жизненный опыт. Такая литература крайне важна для верующих. Она помогает понять окружающий мир и место человека в этом мире. Ориентируя на любовь к окружающей среде и всему живому в ней, эта литература способствует укреплению жизнелюбия, добра и понимания предназначения человека на земле. Книги такого рода благотворно влияют на душу и состояние здоровья, помогают переосмыслить жизненные позиции.  Как показывает практика, книги таких авторов, как М. Норбеков, В. Мегре, Э. Мулдашев и др., пользуются спросом в библиотеках.
*    Биографическая и автобиографическая литература. Описывая яркие личности,их выдающиеся достижения и жизненные трудности, помогает читателю быстрее и лучше понять себя, свои трудности. Биографии великих людей дают примеры преодоления физической немощи, созидания себя, своей жизни, своего счастья. Такую литературу, дающую оптимистический настрой, необходимо иметь в библиотеках. Опыт показывает, что эффективнее всего действуют краткие яркие биографии (50–70 стр.) за исключением биографий наиболее выдающихся людей, со сложными жизненными позициями таких, например, как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский.
*    Классическая русская литература. Обладает огромными возможностями самого различного воздействия. Часто приходится ограничиваться небольшими, малоизвестными произведениями, избегая популярных, учитывая, что они ранее уже были прочитаны, изучались в школе и с ними связаны определенные ассоциации, которые приходится преодолевать.
*    Критическая литература и публицистика. Даёт общие представления о писателях, произведениях, помогает лучше в них разобраться, открыть для себя новое содержание. Уместно использовать и современную публицистику таких авторов, как Ч. Айтматов, Ю. Нагибин, Л. Озеров, В. Розов, В. Солоухин и др.
*    Юмористическая и сатирическая литература. Позволяет читателям более свободно выражать себя в трудных ситуациях. Может научить технике более совершенного общения, например, полушутливо выражать просьбы, избегая тем самым чувства неловкости при отказе, давать возможность подшутить над собой и этим укреплять уверенность окружающих в себе и др.
*    Фольклор, сказочная литература. Знакомит людей с мировоззрением народа. Используется преимущественно в библиотерапевтической работе с детьми.
*    Научно-фантастическая литература. Позволяет лучше понять и принять крайности своих ощущений, чувств, влечений.
*    Детектив, приключенческая литература. Занимает значительное место в библиотерапии благодаря ряду своих особенностей. В первую очередь — это популярность и доходчивость. В детективе конденсируются, высвечиваются многие обыденные жизненные явления, обычно остающиеся в тени. Для библиотерапии благоприятны следующие особенности: большое внимание негативным чувствам, тренировка интуиции, таинственность как способ познания действительности или даже обязанность читателя подозревать всех, разоблачение романтического понимания жизни, морали, порядочности, демонстрация того, что за красивым фасадом нередко скрывается грязь и корысть.
*    Драматургия. На некоторых читателей может оказывать особенно сильное влияние благодаря большей концентрированности действия, наглядности. При чтении пьесы читателю нередко легче отождествиться с действующим лицом, чем при чтении романа. Пьеса нередко учит диалогу, правилам общения, оставляет читателю больше свободы для самостоятельного творчества.
*    Педагогическая литература. Может применяться наряду со специальной научной — в аспектах тренировок, коррекции, формирования и развития различных качеств, умений, преодоления конкретных трудностей.
*    Юридическая литература. Дает возможность разобраться в причинах многих видов неправильного поведения, как своего собственного, так и окружающих.
*    Узкопрофессиональная литература. Может дать очень ценный материал благодаря возможности перенести опыт высокого профессионализма в практическую психологию, бытовые ситуации. Достаточно ярким примером такого воздействия на читателя может служить практическое применение «Дипломатического церемониала и протокола» Дж. Вуд и Ж. Серре в некоторых бытовых ситуациях и отношениях, изучение смысла, ценности тех или иных элементов церемониала.

 Преимущество терапии чтением:
v им можно заниматься в любое удобное время;
v оно не требует никаких специальных приспособлений и оборудования за исключением книги;
v не требует обязательного присутствия психотерапевта, психолога, педагога, библиотекаря;
v к книге можно легко «возвращаться». Перечитывание любимой книги также является библиотерапевтическим приемом. Читая любимую книгу, человек получает удовольствие, наслаждаясь не только богатством воображения автора и художественным совершенством его творения, – к этому добавляется радость собственных воспоминаний;
v книги воздействуют исподволь: они ненавязчивы и незаметны.

 Список литературы
Башкирова, Е. Н. Библиотерапия – продуктивный метод преодоления страхов у детей / Е. Н. Башкирова // Воспитание школьников. – 2011. – № 7 – С. 54–57.
Библиопсихология и библиотерапия / [ред.: Н.С.Лейтес, Н.Л.Карпова, О.Л.Кабачек]. – М : Шк. б-ка, 2005. – 479 с. – (Профессиональная б-ка школьного библиотекаря ; Сер. 1 ; вып. 6-7).
Валевич, Е. Роль библиотерапии в социализации личности / Е. Валевич // Бібліятэка прапануе. – 2012. – № 11. – С. 27–29.
Верхова, Ю. Л. Библиотерапия как средство личностного развития студентов // Библиотековедение. – 2007. – № 5. – С. 71–74.
Виненко, Т. Л. Оптимизация процесса обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи / Т. Л. Виненко, М. В. Салтыкова-Волкович // Спецыяльнаяадукацыя. – 2015. – № 6. – С. 18–26.
Дергилева, Т. Эффект исцеляющего слова // Библиотека. – 2008. – № 10. – С. 49–51.
Дрешер, Ю. Н. Библиотерапевтическая деятельность : методология и методика : монография / Ю. Н.Дрешер. – М. : ЛибереяБибинформ, 2009. – 239 с. – (Библиотекарь и время. XXI век ; Вып. 108).
Дрешер, Ю. Н. Библиотерапия : теория и пратика : учеб.пособие / Ю. Н. Дрешер. – М. : Профессия, 2008. – 269, [1] с. – (Библиотека).
Дрешер, Ю. Н. Библиотерапия : полный курс : учеб.пособие / Ю. Н.Дрешер. – М. : Изд-во ФАИР, 2007. – 558, [1] с. – (Специальный издательский проект для б-к).
Дрешер, Ю. Н. Современная концепция подготовки специалиста-библиотерапевта : Науч. - метод.пособие / Ю. Н.Дрешер; [Науч. ред. Л.И.Гурье]. – М. : Либерея, 2003. – 247 с.
Дрешер, Ю. Н. Книга как инструмент библиотерапии / Ю. Н. Дрешер // Школьная библиотека. – 2012. – №6-7. – С. 129–134.
Захарова, И. Метод библиотерапии в досуговой деятельности детской библиотеки / И. Захарова // Бібліятэка прапануе. – 2012. – № 10. – С. 24–25.
Илюшина, И. Библиотерапия – лечение книгой / И.Илюшина // Бібліятэка прапануе. – 2013. – №12. – С. 12–17.
Карпова, Н. Печатное слово и для профилактики // Библиотека. – 2007. – № 4. – С. 60–63.
Карпова, Н. Л. Библиопсихология и библиотерапия в образовании, воспитании и коррекции / Н. Л. Карпова ; Н. С. Лейтес // Школьная библиотека. – 2011. – № 9-10. – С. 123–128.
Ковальчук, Т. Л. Библиотерапия / Т. Л. Ковальчук // Уроки информационной культуры / Т. Л.Ковальчук. – Минск, 2009. – С. 163–165.
Костючкова, И. Лекарство для души, или День здоровья в школьной библиотеке // Бібліятэка прапануе. – 2008. – № 8. – С. 13–14.
Костючкова, И. Лекарство для души / И.Костючкова. – (Праздник в школе) // Калейдоскоп библиотечных уроков. – Минск, 2011. – С. 81–87.
Краснящих, А. Библиотерапия: благая весть // Библиотечное дело. – 2005. – № 10. – С. 2–5.
Оганесян, Н. Т. Библиотерапия как средство коррекции и регуляции психических состояний личности // Библиотековедение. – 2007. – № 4. – С. 71–76.
Петушко, Н. Е. Библиотерапия: компенсаторное чтение художественной литературы // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2003. – № 5. – C. 29–42.
Рыбакова, И. Практическое применение библиотерапии в работе детской библиотеки // Бiблiятэка прапануе. – 2007. – № 1. – С. 30.
Рыбакова, И. Зарубежный и отечественный опыт использования библиотерапии в работе с детьми и подростками // Бiблiятэчны свет. – 2007. – № 4. – С. 20–22.
Столярова, И. А. Библиотерапия: основные подходы к определению сущности и задач / И. А. Столярова // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. – 2013. – № 2. – С. 107–115.
Столярова, И. Новые перспективы в деятельности современной библиотеки / И. Столярова // Бібліятэкапрапануе. – 2012. – № 8. – С. 35–38.
Применение библиотерапии в детских библиотеках Республики Беларусь / И. Столярова // Бібліятэка прапануе. – 2012. – № 10. – С. 18–23.
Щеглова, Н. А. "Читаем вместе" : курс детского чтения с элементами библиотерапии для детей 6-10 лет / Н. А. Щеглова // Школьная библиотека. – 2013. – № 6-7. – С. 61–64.
По материалам методических рекомендаций ГУ “Минская областная библиотека им. А. С. Пушкина”


1 комментарий:

Ирина комментирует...

Спасибо! Практически исчерпывающая информация по теме!